План работы
ПЛАН
работы библиотеки
на 2024 – 2025 учебный год
В РАБОТЕ БИБЛИОТЕКИ
Основная цель школьной библиотеки, как важного подразделения школы – создание условий для формирования духовно богатой, нравственной и физически здоровой личности школьника с высоким уровнем духовно-нравственного и гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями, устойчивыми навыками здорового образа жизни, навыками работы с учебными, информационными ресурсами, а также создание и поддержание условий для результативного учебно-воспитательного процесса.
Тема: Информационное сопровождение саморазвития, самореализации учителя и ученика в процессе обучения и воспитания в рамках обновлённого содержания образования.
Цель: Повышение качества образования школьников через совершенствование уровня информационно-библиографического обслуживания.
Задачи:
- пропаганда литературы на государственном языке и языках других народов, проживающих в Республике Казахстан.
- изучение и формирование читательских интересов.
- организация мероприятий, которые способствуют повышению культурной и социальной осведомленности и восприимчивости. Использование ИКТ при проведении школьных мероприятий.
- сбор, накопление, обработка педагогической информации и доведения ее до пользователей - педагогов и обучающихся.
- формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;
- способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы;
- совершенствование традиционных и освоение новых технологий работы библиотеки;
- оказание помощи в проектной деятельности учащихся и учителей.
- способствовать формированию у учащихся потребности чтения как образа жизни
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
- Информационная. Библиотека предоставляет читателям возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
- Культурная - библиотека организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
- Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
- Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
- Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
- Просветительская - библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
РАБОТА С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ
- Изучить Приказы МОН РК об учебных изданиях, допущенных на учебный год.
- Информировать педагогический коллектив, родителей и учащихся об УМК, допущенных к использованию на учебный год на сайте школы, информационном стенде, в ШБ, по классам.
- Принять по сопроводительному документу, доставить новые учебные издания на 2024-2025уч.г.
- Провести финансовый учёт и техническую обработку новых учебных изданий.
- Провести мониторинг обеспеченности учебниками. Итоги мониторинга довести до отдела образования, администрации школы, педагогического коллектива.
- Организовать выдачу учебных изданий классам под роспись кл. рук., уч-ся.
- Провести обмен учебниками между школами: передача неиспользуемых учебников в другие школы, получение и доставка необходимых учебников из других школ.
- Организовать работу по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
- Списать переизданные учебники в соответствии с приказом МОН РК, утверждая в РОО.
- Составить заказ учебников на 2025-2026 уч.г. (планировать 100% обеспеченность). Передать бланк заказа школы на учебники в РОО.
- Провести инвентаризацию учебных изданий (май-июнь).
- Организовать работу по мелкому ремонту учебных изданий.
РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО СОХРАННОСТИ КНИЖНОГО ФОНДА
- Приём и сверка новых поступлений по накладным от отдела образования.
- Передача накладных
- Приём, библиотечная обработка, запись в суммарную и инвентарные книги отраслевой литературы, учебников, брошюр временного хранения, электронных документов, дарственных книг.
- Передача учебников под роспись классных руководителей.
- Передача учебников от классных руководителей под роспись учащихся и родителей.
- В ведомости выдачи учебников учащимся размещать следующий текст: «Учащийся обеспечивает хорошую сохранность учебников и их возврат в школьную библиотеку в конце учебного года или при убытии из школы. В случае порчи или утери учебника учащийся должен заменить его аналогичным новым учебником (тот же автор, то же наименование)».
- Рейды по проверке сохранности школьных учебников по классам в ноябре, марте.
- Приём, проверка состояния учебников в конце учебного года.
10.Беседа о бережном отношении к книгам при посещении библиотеки, на библиотечных уроках.
11.Информация о сохранности книжного фонда: на стенде в школьной библиотеке, на родительских собраниях, на сайте школы, через социальные сети.
12.Контроль за состоянием учебников на уроках учителями-предметниками.
13.Систематическая работа по своевременному возврату отраслевых книг в библиотеку.
14.Оформление Акта замены утерянных читателями книг.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ЧИТАТЕЛЕМ
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
контингент |
Руководство чтением |
|||
1 |
Обслуживание учащихся школы |
в течении учебного года |
1-11 класс |
2 |
Рекомендательные беседы - при записи в библиотеку - при выдаче книг - о прочитанном - о новинках |
в течении учебного года в течении учебного года в течении учебного года в течении учебного года |
1-11 класс |
3 |
Консультации |
в течении учебного года |
1-11 класс |
4 |
Справки |
по требованию |
1-11 класс |
5 |
Помощь читателям в выборе произведений печати и других документов |
по требованию |
1-11 класс |
6 |
Предоставление информации о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей |
по требованию |
1-11 класс |
7 |
Подбор и рекомендация литературы по теме читательского запроса |
по требованию |
1-11 класс |
8 |
Помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, обучение читателей методам рационального чтения). |
в течении учебного года |
1-11 класс |
10 |
Организация, участие в конкурсах чтения, помощь учащимся при подготовке к ним
|
согласно плана школы |
1-11 класс |
11 |
Организация, участие в читательских конференциях, помощь учащимся при подготовке к ним - «Мои любимые книги» - проекты или отзывы учащихся |
сентябрь-октябрь |
1-11 класс |
12 |
Разработка и проведение программы летнего чтения |
май |
Для 1-8 классов |
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ,
МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
- Участвовать в реализации Республиканского проекта «Читающая школа 2020-2025 гг.»
- Участвовать в реализациипроектов НИШ.
- Проводить ознакомительные, рекомендательные беседы с читателями в библиотеке.
- Прививать интерес к чтению через индивидуальные и массовые формы работы.
- Информировать учащихся, педагогический коллектив о новой литературе, новых публикациях.
- Формировать информационные компетенции читателей (навыки пользования книгой и другими носителями информации, справочным аппаратом библиотеки, обучение поиску, отбору, аналитической переработке, хранению и практическому использованию документов и информации).
- Изучать читателя как личность, развивать и направлять его интересы.
- Работать с администрацией, МО учителей, читательским активом, родителями.
МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Медийная и информационная грамотность – это совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе. МИГ является неотъемлемой частью «навыков XXI века», или «мягких» навыков.
ФОРМА |
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ЧИТ |
СРОКИ |
Экскурсия |
Здравствуй, книжкин дом! |
1 кл. |
ноябрь |
Литер.игра |
Читаем и играем |
1 кл. |
февраль |
День открытых дверей |
Добро пожаловать в библиотеку |
1-11 кл |
октябрь |
Чит.конференция |
Моя любимая книга |
3 кл |
октябрь |
Литер.игра |
Литературное лото |
4 кл. |
ноябрь |
Библ. игра |
Сую свой нос в любой вопрос: справочные издания |
4 кл. |
февраль |
Лит. Марафон |
Путешествие в мир книг |
5 кл. |
октябрь |
Истор. Вояж (презентация) |
Книга, её прошлое и настоящее |
5 кл. |
февраль |
Литер игра |
Своя игра по лит.произведениям |
5 кл. |
апрель |
Интел.игра |
Библиотечный эрудит |
6 кл |
ноябрь |
Викторина на листочках |
Серия викторин по литературным произведениям |
1-11 кл |
февраль |
Урок-конс |
Справочные издания (типы, виды) |
7 кл. |
январь |
Урок-конс |
Оценка источников информации и критическое мышление |
8 кл. |
ноябрь |
Урок-конс |
Веб-сёрфинг ( способ навигации по Интернету, готовить подборки ресурсов для удобного сёрфинга и учить детей как его проводить безопасно для себя) |
9 кл. |
февраль |
Проект НИШ |
Readingtime. 20 мин ежедневного чтения |
1-11,учит |
сент-май |
Проект НИШ |
Bookсrossing- книгообмен |
1-11,учит |
сент-май |
Проект НИШ |
100 книг для чтения: список книг, фото книг с QR-кодом, |
5-11 |
сент-май |
Проект НИШ |
READx (публичная отзыв, реклама книги спикером) |
5-11 |
окт-апр |
Проект НИШ |
Bookпазл (обложка, герой) |
на перемене |
окт-апр |
Проект НИШ |
Iiteraygame Составить из букв название книги, фамилию писателя, героя и т.д. |
на перемене |
окт-апр |
Проект НИШ |
Литературный джем |
на перемене |
сент-май |
Респ. акция Выставка – портрет |
Одна страна – одна книга. Если ты патриот – прочитай! |
7-11 |
сент. фев |
Книж.выст. |
Книжный вернисаж |
1-11 |
октябрь |
Библиофреш |
Дегустация книжных новинок |
1-11 |
ноябрь |
Книж.выст. |
Скучных книг NET - список казахской литературы |
|
|
Библиотечный квилт |
А у книжки – юбилей! Книги – юбиляры 2025 года |
1-11 |
январь |
Акция |
14.02 – Международный день книгодарения «Подари книгу» |
1-11 |
февраль |
Инфопоиск |
Книжный жмурки |
6 кл |
март |
Книжкина больница |
Ремонт библиотечных книг |
1-7 |
сен-июнь |
Книжкина неделя |
Библиотечный микс |
1-4 кл.1-11 |
апрель |
Памятка |
Привет, Интернет! |
5-7 кл. |
май |
Список в соц.сетях |
Читайте, дети, летом! |
1 по 11 |
май |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Библиофреш |
Новые методические издания на 2024–2025 уч. г. |
Пед.кол. |
2 сентября |
Издат. продукция |
Новые издания на 2024-2025 учебный год Знаменательные даты 2024-2025 учебный год. РК Знаменательные даты 2024-2025 учебный год. Зарубежье |
Пед.кол., уч-ся |
сентябрь декабрь декабрь |
Совещание при директоре |
Итоги мониторинга обеспеченности учебниками учащихся 1-11 классов на 2024-2025уч.г. |
Пед.кол. |
2 сентября |
Электрон. картотека |
Педагогика
|
Пед.кол. |
сентябрь-май |
Консультации |
"Как использовать библиотеку в учебном процессе". |
Пед.кол. |
ноябрь |
МАССОВАЯ РАБОТА
ВОСПИТАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ,
Воспитание через библиотечные формы работы:
- чувства казахстанского патриотизма,
- гордости за свою страну, за свой народ,
- уважения к историческому прошлому,
- гражданской ответственности за настоящее и будущее Казахстана.
ФОРМА |
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ЧИТ. |
СРОКИ |
Кн. выст. |
«Ата заң - мәңгілік елдің тұғыры», посвященная Дню Конституции |
1-11 |
29 августа |
Виртуальная кн. выст. |
«Семипалатинский полигон - ядерная катастрофа» |
1-11 |
29 августа |
Кн. выст. |
Исторические вехи Казахстана |
1-11 |
2 сентября |
Виртуальная кн. выст. |
День языков народов Казахстана |
1-11 |
5 сентября |
Тем.полка |
Послание Президента РК народу Казахстана |
1-11 |
сентябрь |
Тем.полка |
День духовного согласия 18.10 |
5-11 |
октябрь |
Своя игра |
_Моя Родина Казахстан |
7-8 |
октябрь |
Кн. выставка |
15 ноября – День тенге |
1-11 |
ноябрь |
Тем .полка |
- 800-летие Улуса Джучи (1224) - 220-летие со дня рождения Махамбета Отемисова (1804-1846) |
5-11 |
ноябрь |
Ролик |
Исторические вехи Казахстана |
1-11 |
декабрь |
Вирт. книжная выставка |
ко Дню Независимости РК «Великие деятели и ученные Казахстана» - 995-летию со дня рождения Махмуда Кашгари (1029-1101) - 525-летию со дня рождения Мухаммада Хайдара Дулати (1499-1561) - 130-летию со дня рождения Ильяса Жансугурова (1894–1938) |
1-11 |
декабрь |
Книжная выставка |
«Истории живая нить» |
1-9 |
декабрь |
Кн. выставка |
110-летию со дня рождения Ермухана Бекмахановича Бекмаханова (1915-1966) |
1-11 |
январь |
Тем.полка |
1.03 День благодарности |
1-11 |
февраль |
Кн. выставка |
#читающаяшкола" Женская поэзия в литературе |
1-11 |
март |
Кн.выставка |
Найди ответы в книгах |
5-11 |
февраль |
Кн. выставка |
Наурыз – праздник мира и весны! |
1-11 |
март |
Книж. выставка |
- 100-летие со дня рождения Бердибека Сокпакбаева (1924-1992) - 130-летие со дня рождения Беймбета Майлина (1894-1938) |
|
март |
Выставка-инсталляция |
1 Мая – День единства народа Казахстана |
1-11 |
апрель |
Кн. выставка |
Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы |
5-7 |
май |
книжно-иллюстративная выставка |
«И снова Май. Салют. Победа» |
1-11 |
май |
Вирт.выставка |
«Великие битвы Великой войны» |
1-11 |
май |
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА
- Знакомство учащихся с историей и современной жизнью Костанайской области, Житикаринского района и города Житикара
- Воспитание любви и гордости за малую родину.
- Формирование краеведческого фонда (книги, периодические издания, электронный и иллюстративный материал).
ФОРМА |
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ЧИТ. ГРУППА |
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
Своя игра |
Любимый город. |
1-11 |
сентябрь |
Краев.час |
«Всему начало здесь, в краю моем родном…» (виртуальное путешествие в прошлое и настоящее) |
6кл. |
октябрь |
Вирт.экск. |
Библиотеки г. Житикара |
7 кл. |
февраль |
Интел.игра |
#читающаяшкола"Знаешь ли свой край? (электр. игра) |
8кл. |
ноябрь |
Буклеты |
О Костанае, Житикаре |
1-11 |
январь |
Ролик |
Про родной любимый край всё из книжек узнавай |
|
март |
Инф. список, тем.полка |
Исторический календарь: юбилейные даты Костанайской области. |
5-11
|
сентябрь – май |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Формирование экологической культуры:
- знакомство читателей с экологической литературой из фонда ШБ,
- воспитание любви и бережного отношения к живой природе,
- популяризация «Красной книги Казахстана»,
- знакомство детей с флорой и фауной Казахстана,
- воспитание ответственности за сохранение окружающей среды.
Формирование культуры здорового образа жизни:
- пропаганда ЗОЖ,
- распространение знаний о ПДД, ТБ, ГО.
Тем.полка |
К Декаде «Внимание светофор!» |
1-6 |
2 сентября |
Тем.полка |
К Декаде к Всемирному дню здорового питания 16.10 |
1 – 11 |
октябрь |
Кн. выст. |
Все то, что неизвестно, нам будет интересно |
1 – 11 |
октябрь |
Тем.полка |
Есть выбор — жить без табака! К Междунар. дню отказа от курения 17.11 |
|
ноябрь |
Тем.полка |
1 марта – День ГО |
1 – 11 |
февраль |
Кн. выст. |
В парке юрского периода |
1-11 |
февраль |
Интел.экол. игра |
«Моя зелёная планета»: ко Дню Земли |
4 кл. |
март |
Электр.досье |
Сценарии, стихи о природе, экологии РК |
1-11 |
сент.- май |
НРАВСТВЕННОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- содействие и утверждение идей добра и красоты, духовного совершенствования в жизни детей и подростков,
- знакомство с миром прекрасного,
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей
Тем.полка |
Готовимся к экзаменам |
9-11 |
2 сентября |
Проект НИШ |
Книжные жмурки. Девчонки и мальчишки, о вас все эти книжки.
|
6-11 |
2 сентября |
Ролик в Инстаграм |
Стихи о детстве. |
|
октябрь |
Кн. выставка |
Книжный остров доброты. Всемирный день доброты -13 ноября |
1-11 |
ноябрь |
Кн.инсталяция |
Новогодняя книжная ёлка |
1-11 |
декабрь |
Кн. выставка |
Афганистан. Эхо огненных гор к 15.02 |
1-11 |
февраль |
Кн. выставка |
Загадки звёздного неба к 12 апреля |
|
апрель |
Инф. список, тем.полка |
«Исторический календарь зарубежных стран» |
5-11 |
сент.– май |
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Формирование политической, правовой и антикоррупционнойкультуры личности библиотечными формами работы:
- уважительного отношения к Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну),
- межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
- правопорядку; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и молодежной среде.
- уважительного отношения к правам, свободам, духовным ценностям другого человека;
- правовым знаниям и антикоррупционному поведению.
Тем.полка |
Быть гражданином смолоду. Ко Дню Конституции 30.08 |
1-11 |
2 сентября |
Выставка-просмотр |
#читающаяшкола" Как живется вам дети на свете? 20 ноября – Всемирный день ребенка Сказка-подсказка (правоведческие ситуации) |
3-4 |
ноябрь |
Тем.полка |
Международный день ненасилия |
5-11 |
2 октября |
Кн. выставка |
12.10 – Международный день девочек |
5-11 |
октябрь |
Буклет |
К Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря |
5-11 |
декабрь |
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- воспитание у юных читателей уважительного, бережного отношения к своей семье, старшим людям,
- ознакомление читателей с нравственными устоями народной педагогики.
Информ. об учебниках |
На сайте школы, в ШБ, консультации |
Родители |
май-сентябрь |
Кн. выставка
Ролик |
Семья на страницах книг. Традиции казахской семьи. Ко Дню семьи в РК Стихи у книжной выставки о семье |
1-11 |
сентябрь |
Челлендж
|
С книгой дружим всей семьей
|
1-5 |
сентябрь |
Обслуживание |
Рекомендательные беседы, консультации, помощь родителям при выборе книг в библиотеке |
Родители |
сентябрь-май |
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ
- Систематическое изучение методики работы школьной библиотеки, законодательных актов по библиотечному делу (печатные издания, ресурсы Интернет).
- Участие в работе городского МО библиотекарей школ г.Житикара.
- Сотрудничество с библиотеками г. Житикара.
- Присутствие на мероприятиях учреждений образования и культуры г. Житикара.
- Участие в библиотечных профессиональных конкурсах, проектах, акциях.
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
- Размещение информации о работе библиотеки в Инстаграм.
- Статьи о мероприятиях ШБ в областных газетах «Учительская+», «Зелёное яблоко».