План работы

ПЛАН
работы  библиотеки
на 2024 – 2025 учебный год

 

В  РАБОТЕ  БИБЛИОТЕКИ

Основная цель школьной библиотеки, как важного подразделения школы – создание условий для формирования духовно богатой, нравственной и физически здоровой личности школьника с высоким уровнем духовно-нравственного и гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями, устойчивыми навыками здорового образа жизни, навыками работы с учебными, информационными ресурсами, а также создание и поддержание условий для результативного учебно-воспитательного процесса.

 

Тема: Информационное сопровождение саморазвития, самореализации учителя и ученика в процессе обучения и воспитания в рамках обновлённого содержания образования.

 

Цель: Повышение качества образования школьников через совершенствование уровня информационно-библиографического обслуживания.

 

Задачи:

  • пропаганда литературы на государственном языке и языках других народов, проживающих в Республике Казахстан.
  • изучение и формирование читательских интересов.
  • организация мероприятий, которые способствуют повышению культурной и социальной осведомленности и восприимчивости. Использование ИКТ при проведении школьных мероприятий.
    • сбор, накопление, обработка педагогической  информации  и  доведения  ее  до пользователей - педагогов  и  обучающихся.
    • формирование у  школьников  навыков  независимого  библиотечного  пользователя,  информационной  культуры  и  культуры  чтения;
    • способствование формированию  личности  учащихся  средствами  культурного  наследия,  формами  и  методами  индивидуальной  и  массовой  работы;
    • совершенствование традиционных  и  освоение  новых  технологий  работы  библиотеки;
    • оказание помощи  в  проектной  деятельности  учащихся  и  учителей.
    • способствовать формированию у учащихся потребности чтения как образа жизни

 

ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ  ШКОЛЬНОЙ  БИБЛИОТЕКИ

1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

  1. Информационная. Библиотека предоставляет читателям возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
  2. Культурная - библиотека организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
  3. Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
  4. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  5. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
  6. Просветительская - библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

РАБОТА С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ

 

  • Изучить Приказы МОН РК об учебных изданиях, допущенных на учебный год.
  • Информировать педагогический коллектив, родителей и учащихся об УМК, допущенных к использованию на учебный год на сайте школы, информационном стенде, в ШБ, по классам.
  • Принять по сопроводительному документу, доставить новые учебные издания на 2024-2025уч.г.
  • Провести финансовый учёт и техническую обработку новых учебных изданий.
  • Провести мониторинг обеспеченности учебниками. Итоги мониторинга довести до отдела образования, администрации школы, педагогического коллектива.
  • Организовать выдачу учебных изданий классам под роспись кл. рук., уч-ся.
  • Провести обмен учебниками между школами: передача неиспользуемых учебников в другие школы, получение и доставка необходимых учебников из других школ.
  • Организовать работу по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
  • Списать переизданные учебники в соответствии с приказом МОН РК, утверждая в РОО.
  • Составить заказ учебников на 2025-2026 уч.г. (планировать 100% обеспеченность). Передать бланк заказа школы на учебники в РОО.
  • Провести инвентаризацию учебных изданий (май-июнь).
  • Организовать работу по мелкому ремонту учебных изданий.

 

РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО СОХРАННОСТИ КНИЖНОГО ФОНДА

  1. Приём и сверка новых поступлений по накладным от отдела образования.
  2. Передача накладных
  3. Приём, библиотечная обработка, запись в суммарную и инвентарные книги отраслевой литературы, учебников, брошюр временного хранения, электронных документов, дарственных книг.
  4. Передача учебников под роспись классных руководителей.
  5. Передача учебников от классных руководителей под роспись учащихся и родителей.
  6. В ведомости выдачи учебников учащимся размещать следующий текст: «Учащийся обеспечивает хорошую сохранность учебников и их возврат в школьную библиотеку в конце учебного года или при убытии из школы. В случае порчи или утери учебника учащийся должен заменить его аналогичным новым учебником (тот же автор, то же наименование)».
  7. Рейды по проверке сохранности школьных учебников по классам в ноябре, марте.
  8. Приём, проверка состояния учебников в конце учебного года.

10.Беседа о бережном отношении к книгам при  посещении библиотеки, на библиотечных уроках.

11.Информация о сохранности книжного фонда: на стенде в школьной библиотеке, на родительских собраниях, на сайте школы, через социальные сети.

12.Контроль за состоянием учебников на уроках учителями-предметниками.

13.Систематическая работа по своевременному возврату отраслевых книг в библиотеку.

14.Оформление Акта замены утерянных читателями книг.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Вид деятельности

Сроки

контингент

Руководство чтением

1

Обслуживание учащихся школы

в течении учебного года

1-11 класс

2

Рекомендательные беседы

- при записи в библиотеку

- при выдаче книг

- о прочитанном

- о новинках

 

в течении учебного года

в течении учебного года

в течении учебного года

в течении учебного года

1-11 класс

3

Консультации

в течении учебного года

1-11 класс

4

Справки

по требованию

1-11 класс

5

Помощь читателям в выборе произведений печати и других документов

по требованию

1-11 класс

6

Предоставление информации о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей

по требованию

1-11 класс

7

Подбор и рекомендация литературы по теме читательского запроса

по требованию

1-11 класс

8

Помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, обучение читателей методам рациональ­ного чтения).

в течении учебного года

1-11 класс

10

Организация, участие в конкурсах чтения, помощь учащимся при подготовке к ним

 

согласно плана школы

1-11 класс

11

Организация, участие в читательских конференциях, помощь учащимся при подготовке к ним

- «Мои любимые книги»

- проекты или отзывы учащихся

 

сентябрь-октябрь

1-11 класс

12

Разработка и проведение программы летнего чтения

май

Для 1-8 классов

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ,

МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  БИБЛИОТЕКИ

  1. Участвовать в реализации Республиканского проекта «Читающая школа 2020-2025 гг.»
  2. Участвовать в реализациипроектов НИШ.
  3. Проводить ознакомительные, рекомендательные беседы с читателями в библиотеке.
  4. Прививать интерес к чтению через индивидуальные и массовые формы работы.
  5. Информировать учащихся, педагогический коллектив о новой литературе, новых публикациях.
  6. Формировать информационные компетенции читателей (навыки пользования книгой и другими носителями информации, справочным аппаратом библиотеки, обучение поиску, отбору, аналитической переработке, хранению и практическому использованию документов и информации).
  7. Изучать читателя как личность, развивать и направлять его интересы.
  8. Работать с администрацией, МО учителей, читательским активом, родителями.

 

МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Медийная и информационная грамотность – это совокупность  знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе. МИГ является неотъемлемой частью «навыков XXI века», или «мягких» навыков.

ФОРМА

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТ

СРОКИ

Экскурсия

Здравствуй, книжкин дом!

1 кл.

ноябрь

Литер.игра

Читаем и играем

1 кл.

февраль

День  открытых дверей

Добро пожаловать в  библиотеку

1-11 кл

октябрь

Чит.конференция

Моя  любимая  книга

3 кл

октябрь

Литер.игра

Литературное лото

4 кл.

ноябрь

Библ. игра

Сую свой нос в любой вопрос: справочные издания

4 кл.

февраль

Лит. Марафон

Путешествие в мир книг

5 кл.

октябрь 

Истор. Вояж (презентация)

Книга, её прошлое и настоящее

5 кл.

февраль

Литер игра

Своя игра по лит.произведениям

5 кл.

апрель

Интел.игра

Библиотечный эрудит

6 кл

ноябрь

Викторина на листочках

Серия викторин по литературным произведениям

1-11 кл

февраль

Урок-конс

Справочные издания (типы, виды)

7 кл.

январь

Урок-конс

Оценка источников информации и критическое мышление

8 кл.

ноябрь

Урок-конс

Веб-сёрфинг  ( способ навигации по Интернету,  готовить подборки ресурсов для удобного сёрфинга и учить детей как его проводить безопасно для себя)

9 кл.

февраль

Проект НИШ

Readingtime. 20 мин ежедневного чтения

1-11,учит

сент-май

Проект НИШ

Bookсrossing- книгообмен

1-11,учит

сент-май

Проект НИШ

100 книг для чтения: список книг, фото книг с QR-кодом,

5-11

сент-май

Проект НИШ

READx (публичная отзыв, реклама книги спикером)

5-11

окт-апр

Проект НИШ

Bookпазл (обложка, герой)

на перемене

окт-апр

Проект НИШ

Iiteraygame Составить из букв название книги, фамилию писателя, героя и т.д.

на перемене

окт-апр

Проект НИШ

Литературный джем

на перемене

сент-май

Респ. акция  Выставка – портрет

 Одна страна – одна книга. Если ты патриот – прочитай! 

7-11

сент. фев

Книж.выст.

Книжный вернисаж

1-11

октябрь

Библиофреш

Дегустация книжных новинок

1-11

ноябрь

Книж.выст.

Скучных книг  NET  - список казахской литературы

 

 

Библиотечный квилт

А у книжки – юбилей!

Книги – юбиляры 2025 года

1-11

январь

Акция

14.02 – Международный день книгодарения «Подари книгу»

1-11

февраль

Инфопоиск

Книжный  жмурки

6 кл

март

Книжкина больница

Ремонт библиотечных книг

1-7

сен-июнь

Книжкина неделя 

 Библиотечный микс

1-4 кл.1-11

апрель

Памятка

Привет, Интернет!

5-7 кл.

май

Список в соц.сетях

Читайте, дети, летом!

1 по 11

май

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Библиофреш

Новые  методические издания на 2024–2025 уч. г.

Пед.кол.

2 сентября

Издат. продукция

Новые издания на 2024-2025 учебный год

Знаменательные даты 2024-2025 учебный год. РК

Знаменательные даты 2024-2025 учебный год. Зарубежье

Пед.кол.,

уч-ся

сентябрь

декабрь

декабрь

Совещание при директоре

Итоги мониторинга обеспеченности учебниками учащихся 1-11 классов на 2024-2025уч.г.

Пед.кол.

 

2 сентября

Электрон.

картотека

Педагогика

 

Пед.кол.

сентябрь-май

Консультации

"Как использовать библиотеку в учебном процессе".

Пед.кол.

ноябрь

 

МАССОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ,

Воспитание через библиотечные формы работы:

  • чувства казахстанского патриотизма,
  • гордости за свою страну, за свой народ,
  • уважения к историческому прошлому,
  • гражданской ответственности за настоящее и будущее Казахстана.

ФОРМА

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТ.

СРОКИ

Кн. выст.

«Ата заң - мәңгілік елдің тұғыры», посвященная Дню Конституции

1-11

29 августа

Виртуальная кн. выст.

«Семипалатинский полигон - ядерная катастрофа»

1-11

29 августа

Кн. выст.

Исторические вехи  Казахстана

1-11

2 сентября

Виртуальная кн. выст.

День языков народов Казахстана

1-11

5 сентября

Тем.полка

Послание Президента РК народу Казахстана

1-11

сентябрь

Тем.полка

 День духовного согласия 18.10

5-11

октябрь

Своя игра

_Моя Родина Казахстан

7-8

октябрь

Кн. выставка

15 ноября – День тенге

1-11

ноябрь

Тем .полка

- 800-летие Улуса Джучи (1224)

- 220-летие со дня рождения Махамбета Отемисова (1804-1846)

5-11

ноябрь

Ролик

Исторические  вехи  Казахстана

1-11

декабрь

Вирт. книжная  выставка

ко Дню Независимости РК «Великие деятели и ученные  Казахстана»

- 995-летию со дня рождения Махмуда Кашгари (1029-1101)

- 525-летию со дня рождения Мухаммада Хайдара Дулати (1499-1561)

- 130-летию со дня рождения Ильяса Жансугурова (1894–1938)

1-11

декабрь

Книжная выставка

«Истории живая нить»

1-9

декабрь

Кн. выставка

110-летию со дня рождения Ермухана Бекмахановича Бекмаханова (1915-1966)

1-11

январь

Тем.полка

1.03 День благодарности

1-11

февраль

Кн. выставка

#читающаяшкола"  Женская  поэзия  в литературе

1-11

март

Кн.выставка

Найди  ответы  в книгах

5-11

февраль

Кн. выставка

Наурыз – праздник мира и весны!

1-11

март

Книж. выставка

-  100-летие со дня рождения Бердибека Сокпакбаева (1924-1992)

 - 130-летие со дня рождения Беймбета Майлина (1894-1938)

 

март

Выставка-инсталляция

1 Мая – День единства народа Казахстана

1-11

апрель

Кн. выставка

Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы

5-7

май

книжно-иллюстративная выставка

 «И снова Май. Салют. Победа»

1-11

май

Вирт.выставка

«Великие битвы Великой войны»

1-11

май

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Знакомство учащихся с историей и современной жизнью Костанайской области, Житикаринского района и города Житикара
  • Воспитание любви и гордости за малую родину.
  • Формирование краеведческого фонда (книги, периодические издания, электронный и иллюстративный материал).

ФОРМА

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЧИТ.

ГРУППА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Своя игра

Любимый город.

1-11

сентябрь

Краев.час

«Всему начало здесь, в краю моем родном…» (виртуальное путешествие в прошлое и настоящее)

6кл.

октябрь

Вирт.экск.

Библиотеки г. Житикара

7 кл.

февраль

Интел.игра

#читающаяшкола"Знаешь ли свой край? (электр. игра)

8кл.

ноябрь

Буклеты

О Костанае, Житикаре

1-11

январь

Ролик

Про родной любимый край всё из книжек узнавай

 

март

Инф. список, тем.полка

Исторический календарь: юбилейные даты Костанайской области.

5-11

 

сентябрь – май

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование экологической культуры:

  • знакомство читателей с экологической литературой из фонда ШБ,
  • воспитание любви и бережного отношения к живой природе,
  • популяризация «Красной книги Казахстана»,
  • знакомство детей с флорой и фауной Казахстана,
  • воспитание ответственности за сохранение окружающей среды.

Формирование культуры здорового образа жизни:

  • пропаганда ЗОЖ,
  • распространение знаний о ПДД, ТБ, ГО.

Тем.полка

К  Декаде «Внимание светофор!» 

1-6

2 сентября

Тем.полка

К Декаде к Всемирному дню здорового питания 16.10

1 – 11

октябрь

Кн. выст.

Все то, что неизвестно, нам будет интересно

1 – 11

октябрь

Тем.полка

Есть выбор — жить без табака!  К Междунар. дню отказа от курения 17.11

 

ноябрь

Тем.полка

1 марта – День ГО

1 – 11

февраль

Кн. выст.

В парке юрского периода

1-11

февраль

Интел.экол. игра

 «Моя зелёная планета»: ко Дню  Земли

4 кл.

март

Электр.досье

Сценарии, стихи о природе, экологии РК

1-11

сент.- май

НРАВСТВЕННОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • содействие и утверждение идей добра и красоты, духовного совершенствования в жизни детей и подростков,
  • знакомство с миром прекрасного,
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей

Тем.полка

Готовимся к экзаменам

9-11

2 сентября

Проект НИШ

Книжные жмурки.  Девчонки и мальчишки, о вас все эти книжки.

 

6-11

2 сентября

Ролик в Инстаграм

Стихи о  детстве.

 

октябрь

Кн. выставка

Книжный остров доброты. Всемирный день доброты -13 ноября

1-11

ноябрь

Кн.инсталяция

Новогодняя книжная ёлка

1-11

декабрь

Кн. выставка

АфганистанЭхо огненных гор  к 15.02

1-11

февраль

Кн. выставка

Загадки звёздного неба к 12 апреля

 

апрель

Инф. список,

тем.полка

«Исторический календарь зарубежных стран»

5-11

сент.– май

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Формирование политической, правовой и антикоррупционнойкультуры личности библиотечными формами работы:

  • уважительного отношения к Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну),
  • межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
  • правопорядку; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и молодежной среде.
  • уважительного отношения к правам, свободам, духовным ценностям другого человека;
  • правовым знаниям и антикоррупционному поведению.

Тем.полка

Быть гражданином смолоду. Ко Дню Конституции 30.08

1-11

2 сентября

Выставка-просмотр

#читающаяшкола" Как живется вам дети на свете? 20 ноября – Всемирный день ребенка

Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

3-4

ноябрь

Тем.полка

Международный день ненасилия 

5-11

2 октября

Кн. выставка

12.10 – Международный день девочек

5-11

октябрь

Буклет

К Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря

5-11

декабрь

 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • воспитание у юных читателей уважительного, бережного отношения к своей семье, старшим людям,
  • ознакомление читателей с нравственными устоями народной педагогики.

Информ. об учебниках

На сайте школы, в ШБ, консультации

Родители

май-сентябрь

Кн. выставка

 

Ролик

Семья на страницах книг. Традиции казахской семьи. Ко Дню семьи в РК

Стихи у книжной выставки о семье

1-11

 сентябрь

Челлендж

 

С  книгой дружим всей семьей

 

1-5

сентябрь

Обслуживание

Рекомендательные беседы, консультации, помощь родителям при выборе книг в библиотеке                                                                                                                                               

Родители

сентябрь-май

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ

  1. Систематическое изучение методики работы школьной библиотеки, законодательных актов по библиотечному делу (печатные издания, ресурсы Интернет).
  2. Участие в работе городского МО библиотекарей школ г.Житикара.
  3. Сотрудничество с библиотеками г. Житикара.
  4. Присутствие на мероприятиях учреждений образования и культуры г. Житикара.
  5. Участие в библиотечных профессиональных конкурсах, проектах, акциях.

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

  1. Размещение информации о работе библиотеки в Инстаграм.
  2. Статьи о мероприятиях ШБ в областных газетах «Учительская+», «Зелёное яблоко».